Рано или поздно в любом коллективе может появиться конкуренция между коллегами — в некоторых случаях это переходит в нездоровый формат, мешающий развитию бизнеса, в других — идет ему на пользу. Как будет вести себя руководитель, если он замечает, что сотрудники «соперничают» между собой, во многом определяет, что получит от этого компания, — сегодня решили разобраться в признаках полезной и вредной конкуренции и обсудить способы ее поддержки с выгодой для организации.
Какой бывает конкуренция на рабочем месте
Не все члены команды обладают одинаковым уровнем компетенций, навыков и интереса к своей деятельности, и, как итог, польза, которую они могут принести компании, тоже отличается. Какие-то сотрудники перевыполняют план продаж, предлагают смелые и оригинальные идеи, завершают проекты раньше установленного срока, другие — плывут по течению и просто справляются со своими прямыми обязанностями. Одни всегда достигают обозначенных KPI, какие-то стабильно не дотягивают до необходимых показателей.
Между тем, если руководство учитывает данные критерии при формировании премиальной части заработной платы, использует нематериальные способы поощрения активности специалистов, чаще всего они стараются добиться наилучшего результата, по сути, соревнуясь друг с другом. В данном случае мы можем говорить о том, что в коллективе формируется здоровая конкуренция, которая идет на пользу и его членам, и самой компании — ведь у нее есть множество плюсов.
Какие преимущества дает бизнесу здоровая конкуренция?
- Стимулирует выработку сотрудниками новых решений, способных продвинуть компанию на новый уровень.
- Помогает работникам расти над собой, осваивая новые навыки и компетенции, в том числе ориентируясь на опыт, знания и результаты коллег.
- Позволяет повышать бизнес-показатели, достижение которых влияет на поощрение со стороны руководства и развитие компании в целом.
- Постепенно из команды уходят низко мотивированные сотрудники и остаются те, кто действительно хочет и умеет работать на результат.
При этом на фоне здорового соперничества в коллективе может начать формироваться и нездоровая конкуренция — например когда сотрудники начинают переходить на личности, оскорбления, откровенные провокации и манипуляции в адрес друг друга. А те члены команды, которые находятся выше по карьерной лестнице, способны и вовсе превышать свои полномочия для достижения желаемого.
В данном случае складывается неблагоприятная обстановка, в которой сотрудники начинают испытывать дискомфорт, снижается эффективность их труда, а вновь приходящие специалисты с трудом адаптируются на рабочем месте. Постепенно страдает и бизнес, и HR-бренд работодателя. Чтобы такого не происходило, руководству важно управлять конкуренцией в коллективе и направлять ее в нужное русло.
Как поддерживать в команде здоровую конкуренцию
Шаг первый — поставьте адекватные понятные и измеримые цели и критерии оценки труда, которые помогут сотрудникам осознать, чего от них ждут и по каким параметрам будут рассматриваться результаты их труда.
Шаг второй — сформируйте прозрачную систему подведения итогов работы, она снимает лишние вопросы и исключает вероятность развития «подковерных» игр, сплетен и нездоровой атмосферы в команде. Опытные HR-менеджеры также рекомендуют оценивать не только профессиональные компетенции, но и другие характеристики — например креативность, умение устранять конфликты и т. д.
Шаг третий — убедитесь в том, что в компании созданы абсолютно равные условия для доступа работников к ресурсам и возможностям, которые позволяют достичь необходимых результатов. Если кто-то из сотрудников «ближе» к информации, возможностям, конкуренция едва ли будет здоровой.
Шаг четвертый — предоставляйте возможности для непрерывного развития и обучения, это позволит специалистам получать необходимые навыки, которые они смогут использовать для роста и развития компании. Отталкивайтесь от их потенциала и интересов, чтобы помочь сформировать индивидуальную образовательную траекторию. Такой подход укрепляет стремление сотрудников к самосовершенствованию, что позволяет привнести в работу компании нечто новое. Кроме того, здорово, если более опытные члены команды будут делиться с остальными своим опытом и знаниями.
Шаг пятый — поддерживайте руководителей отделов в их попытках мотивировать и поощрять своих подчиненных, обозначая, что такой подход играет важную роль в формировании здоровой конкуренции.
Шаг шестой — используйте не только материальные способы признания результатов труда членов команды, это повышает уровень мотивации и вовлеченности персонала в рабочие процессы. Очень полезно регулярно подводить итоги проделанной специалистами работы, отмечать даже их небольшие достижения, нестандартные идеи и решения, которые оказали вклад в рост и развитие компании.
Шаг седьмой — стимулируйте командную работу, так как помимо того, что каждый специалист стремится к поставленным перед ним целям, совместный труд на общий результат объединяет и не позволяет разобщиться в конкурентной борьбе.
Стоит ли руководителю признавать ошибки и извиняться перед командой
Свежие комментарии