Чтобы управлять рисками, бизнесу необходимо учитывать все факторы, способные повлиять на его деятельность. Это же требуется для улучшения и совершенствования всех бизнес-процессов — к числу таких факторов относится, например, управление отношениями со стейкхолдерами, которых компании нужно знать в лицо и прилагать усилия к выстраиванию эффективной системы взаимодействия.
Сегодня поговорим о том, кто к ним относится, на какие категории они делятся и как наладить с ними продуктивную коммуникацию, которая поможет организации расти и развиваться.Кто такие стейкхолдеры и зачем их знать
Когда-то к этой категории относили только тех, кто был непосредственно вовлечен в деятельность бизнеса — например инвесторов, учредителей и т. д. Сегодня стейкхолдерами считают всех, кто заинтересован в деятельности компании, включая как отдельных лиц — скажем, руководящий состав, клиентов, — так и другие организации — допустим, контрагентов, СМИ и т. д.
Их принято делить на две категории — внутренние и внешние. К первым относятся те, кто непосредственно участвует в жизни компании и бизнес-процессах, которые в ней происходят, — например сотрудники фирмы, ее руководящий состав, учредители, инвесторы. Кто-то из них берет на себя роль исполнителей определенных задач, другие в большей степени отвечают за принятие решений и разработку стратегии.
Во вторую категорию входят лица и компании, которые не относятся к числу непосредственных участников внутренних процессов, но так или иначе влияют на деятельность бизнеса. Например, поставщики или партнеры, с которыми фирма реализует совместные проекты, клиенты, активно пользующиеся продуктами организации, а также различные инстанции, контролирующие или регулирующие рабочие процессы в той или иной степени. Сюда же можно отнести конкурентов, чья активность на рынке напрямую влияет на результаты деятельности бизнеса.
Для чего компаниям знать своих стейкхолдеров и учитывать их интересы при разработке стратегии развития?
- Позволяет найти сторонников и партнеров, коммуникация с которыми разрешит фирме масштабировать проект и охватить новые направления развития.
- Помогает обнаружить возможные риски для будущего роста, подготовить стратегию управления ими и заранее наметить пошаговый план действий на случай, если компании будет что-то угрожать.
- Дает возможность принимать взвешенные решения на всех этапах, правильно распределять задачи между участниками разных бизнес-процессов, избегать спорных ситуаций и возможных конфликтов.
- Игнорирование стейкхолдеров и их влияния на деятельность компании может привести к возникновению непредвиденных ситуаций, способных нанести ей урон.
Как найти стейкхолдеров и выстроить с ними взаимодействие
Шаг первый — перечислите всех людей и организации, которые так или иначе взаимодействуют с вашим бизнесом, — от сотрудников и управленцев до поставщиков и клиентов.
Например, у вас небольшая кофейня, можно предположить, что на постоянной основе вы коммуницируете с теми, кто привозит вам зерно, выпечку, у вас работает бариста, официанты, в заведение регулярно заходят клиенты. Кроме того, вы наверняка проводите мониторинг работы других кофеен-конкурентов, размещаете рекламу и т. д. Все перечисленные категории лиц и компаний можно отнести к стейкхолдерам, потому что их активность влияет на вашу организацию.
Шаг второй — составьте матрицу, которая покажет, насколько каждый из перечисленных субъектов влияет на ваш проект. Существует несколько вариантов подготовки такого документа, можно использовать самый простой, где в одном столбце вы списком перечисляете лица и компании, собранные на предыдущем этапе, в другом отмечаете их уровень заинтересованности в проекте — например низкий, высокий, умеренный, средний, — а в третьем определяете, насколько каждый из них влияет на проект. Это поможет вам определить, кому из стейкхолдеров стоит уделить повышенное внимание, а на кого не стоит его тратить.
Шаг третий — выявите интерес каждой группы лиц к вашей компании, разберите, что для них важно и каким образом компания может это учесть в своей стратегии развития.
Шаг четвертый — с учетом собранной информации продумайте стратегию и план развития компании, который будет учитывать интересы разных категорий стейкхолдеров. Порой они могут противоречить друг другу, например если говорить о конкурентах и руководителях организации, поэтому важно понять, какая тактика работы позволит учитывать расхождения во взглядах всех участников матрицы.
Шаг пятый — реализуйте разработанную стратегию и регулярно отслеживайте ее эффективность: насколько меры, которые вы принимаете, позволяют учитывать интересы стейкхолдеров, удается ли вам выстраивать продуктивные отношения с ними, обеспечивающие достаточный уровень удовлетворенности всех участников процесса.
При необходимости корректируйте выбранную тактику таким образом, чтобы она позволяла бизнесу расти и развиваться, своевременно реагируя на возникающие трудности и риски.
Про риск-менеджмент для бизнеса простыми словами
От беспорядка — к структуре: как организовать управление бизнесом, чтобы оно было эффективным
Свежие комментарии